Правила установки и монтаж фонтанной арматуры.
Перед установкой фонтанной арматуры, необходимо:
- расконсервировать и очистить арматуру от загрязнений и проверить ее комплектность;
- собрать арматуру в соответствии со схемой, присоединив недостающие элементы арматуры, снятые при ее упаковке;
- проверить правильность сборки фланцевых соединений. Необходимо обратить внимание на равномерность затяжек шпилек и параллельность привалочных поверхностей.
- проверить плавность работы;
- опрессовать арматуру водой давлением 35 МПа в течение не менее 10 минут при установившемся давлении. Все задвижки должны быть в положении «открыто», а боковые отводы заглушены. В процессе испытания просачивание жидкости через места соединений не допускается;
- после гидроиспытаний и сброса давления еще раз проверить плавность работы запорных устройств.
Монтаж арматуры фонтанной производится в следующей последовательности:
- на фланец колонной головки устанавливается трубная головка фонтанной арматуры;
- производится спуск муфтовых труб, закрепляемых в резьбе переводника трубной головки;
- на переводник трубной головки устанавливают фонтанную елку и производят монтаж манифольда и контрольно-измерительных приборов;
- во фланцевых соединениях, собираемых при монтаже арматуры, необходимо тщательно протереть уплотнительные канавки, нанести на них смазку, убедиться в отсутствии повреждений на уплотнительных кольцах и лишь после этого вести сборку соединений.
В процессе монтажа фонтанной арматуры необходимо тщательно собирать фланцевые соединения, при затяжке шпилек нужно обязательно соблюдать равномерный зазор между фланцами. Для обеспечения равномерного зазора и избежание перекосов фланцев при креплении необходимо попеременно затягивать диаметрально расположенные болты. Монтаж фонтанной арматуры на устье скважины осуществляется имеющимися в распоряжении самоходными автомобильными или транспортными кранами. Монтаж может быть осуществлен при помощи талевого механизма, специального приспособления, лебедки или подъемника.
Монтаж арматуры следует вести в строгом соответствии с рабочими чертежами. Порядок и технология монтажа определяются проектом производства работ или типовой технологической картой.
С целью снижения трудоемкости на монтаже и повышения качества работ необходимо:
- шире использовать унифицированные арматурные заготовки (сетки);
- механизмы для монтажа арматуры; применять укрупненные арматурные заготовки (каркасы, сетки);
- применять армоопалубочные блоки, в которых на жесткие армокаркасы навешивают опалубочные щиты и короба;
- применять наиболее эффективные способы стыковки, в частности ванную сварку.
Комплексный технологический процесс монтажа арматуры на строительной площадке можно разделить на следующие процессы и операции: транспортирование арматуры на объект, ее сортировка и складирование; укрупнительная сборка или сборка армоопалубочных блоков; строповка арматурных каркасов, сеток или армоопалубочных блоков; установка каркасов в проектное положение и временное закрепление; соединение арматурных заготовок между собой нахлесткой, вязкой или сваркой; установка закладных деталей.
Смонтированную арматуру перед бетонированием необходимо тщательно проверить — установить соответствие рабочим чертежам и требованиям нормативных актов, в результате чего составляют акт на скрытые работы.
При монтаже арматуры на объекте необходимо выполнять общие правила охраны труда, обязательные при выполнении строительно-монтажных работ.
Особое внимание нужно уделять мероприятиям по защите от поражения электротоком. С этой целью все сварочные трансформаторы необходимо заземлять, электропроводка должна быть исправной, рабочие должны иметь средства индивидуальной защиты (резиновые сапоги и перчатки, резиновые коврики, брезентовую спецодежду, защитные маски и т. п.). При подаче армокаркасов кранами нужно выполнять правила охраны труда на такелажных работах. Лестницы, рабочие проемы и площадки должны иметь надежные ограждения. Арматурщикам запрещается: стоять на привязанных или приваренных хомутах или стержнях; находиться на опалубочных блоках до полного их закрепления; армировать отдельные прогоны и балки, стоя на верху опалубочных коробов; для этой цели должен быть устроен специальный настил.